В 1983 г. в Югославии началось
производство танка, получившего название М-84, а начиная с 1984 г,. он
стал поступать на оснащение Вооруженных Сил СФРЮ. Танк М-84 был
разработан как вариант модернизации танка Т-72, лицензия на производство
которого была закуплена ранее в СССР. Кроме Югославии, подобная
лицензия на производство самого массового танка современности была у
Польши и Чехословакии. Модернизация танков в этих странах шла в рамках
Варшавского Договора и являлась прерогативой разработчика танка, т. е.
КБ "Уралвагонзавода", с целью стандартизации вооружений стран Договора.
Лицензия на производство танка Т-72 была и у Индии, но
модернизированной этой стороной танк "Аджия" не явился чем-то новым в
мировом танкостроении, так как по ряду показателей и характеристик
уступал первоначальному варианту, танку Т-72. Наш интерес к югославскому
танку М-84 вызван техническими решениями югославских специалистов,
которые первыми начали некоторым образом кардинально изменять внешний
облик танка Т-72, за счет чего танк приобрел новые технические
очертания, значительно расширившие его тактико-технические
характеристики. Боевой вес танка М-84 на начало серийного производства
составлял 41 т, но в ходе дальнейших мероприятий модернизации по
улучшению защищенности и живучести он достиг 44 т.
Следует заметить, что и мощность многотопливного V-образного
двенадцатицилиндрового двигателя В-46, на танке М-84 А, возросла с 780
л.с. до 1000 л. с., что, несмотря на увеличение массы машины, привело к
возрастанию удельной мощности, а стало быть, к улучшению подвижности
машины, ее маршевых возможностей. Увеличение мощности двигателя было
достигнуто за счет установки на него двух турбокомпрессоров. Основным
вооружением танка является 125-мм. Гладкоствольная пушка 2А46 (начальная
скорость бронебойно-подкалиберного снаряда составляет 1785 м/с). В
качестве вспомогательного используется спаренный с пушкой 7,62-мм
пулемет ПКТ и зенитный пулемет НСВТ, калибром 12,7-мм. Боекомплект к
пушке составляет 42 снаряда, 3000 патронов к спаренному пулемету и 500 к
зенитному пулемету. Танк М-84 сохранил классическую компоновку с задним
расположением моторно-трансмиссионного отделения. В носовой части
корпуса по середине располагается механик-водитель, а в башне справа и
слева от пушки соответственно командир танка и наводчик. Заряжание пушки
автоматическое с использованием автомата заряжания (A3). В
механизированной боеукладке которого находится 22 выстрела для пушки.
Автомат заряжания выполнен по типу A3 танка Т-72, т. е. размещение
снарядов находится в нижней донной части корпуса танка, наименее
уязвимой в бою, т. к. пространство 70-80 см от земли, как правило,
закрывается маской местности и практически не подвержено поражению.
Распределение и номенклатура функций членов экипажа в целом
соответствует функциональной организации деятельности экипажа
отечественного танка Т-72.
Основным отличием является абсолютно
другой алгоритм работы наводчика танка М-84 в сравнении с наводчиком
танка Т-72. Это достигнуто повышением уровня автоматизации подготовки
прицельных исходных установок для стрельбы, благодаря применению
баллистического вычислителя с датчиком топометеобаллистических
параметров, что значительно упростило функции наводчика при боевой
работе. На танке установлена новая система управления огнем (СУО),
разработанная и изготовленная в Югославии и получившая название SUV
М-84. Она представляет собой современную и более развитую систему чем у
танка Т- 72. По оценке наших специалистов идеология построения СУО танка
М-84 приближается к СУО современных отечественных танков Т-64 и Т-80. В
СУО реализован ряд оригинальных технических решений, как, например,
безгироскопный прицел с зеркалом, стабилизированный в двух плоскостях,
применение тахометрической системы стабилизации прицела и пушки,
использования для питания системы управления статического напряжения.
Основными режимами работы СУО танка М-84 являются: подготовительный
("Электроника"), полуавтоматический и стабилизации. Кроме указанных, в
СУО реализуются режимы командирского целеуказания и поворота башни
механиком- водителем. В ее состав входят: комбинированный дневной -
ночной прицел - дальномер наводчика DNNS -2, установленный вместо
прицел-дальномера ТПД-1К и совмещающий функции дневного и ночного,
пассивного типа, прицелов с лазерным дальномером, значительно меньший по
внутренним габаритам, чем серийные дневной и ночной прицелы, которые он
заменяет; баллистический вычислитель, в запоминающее устройство
которого введены алгоритмы работы, обеспечивающие автоматическую
выработку углов прицеливания и упреждения, преобразование координат с
учетом крена, программы диагностики и самоконтроля; пульт управления
вычислителем, обеспечивающего выбор типа боеприпаса, ручной или
автоматический ввод дальности до цели, значений продольного и бокового
ветра, температуру воздуха и заряда, атмосферного давления и изменения
начальной скорости снаряда.
На панели пульта расположены два цифровых табло: на верхнем -
указывается значение введенной дальности, на нижнем - значение вводимого
данного в зависимости от положения переключателя ввода данных;
метеорологический датчик, установленный на передней части крыши башни по
ее оси в металлической трубе, из которой с помощью тросикового привода
поднимается в "рабочее" положение сам датчик, включающий в себя
полупроводниковые устройства, измеряющие скорость бокового и продольного
ветра, температуру воздуха и атмосферное давление. Дополнительно на
танке М-84 югославские специалисты установили новую систему ядерной,
химической и биологической защиты DRHT, вместо отечественной ГО-27, и
радиостанцию собственной разработки RD-9, взамен Р-123. Перископический
прицел-дальномер наводчика DNNS-2 содержит три канала, размещенные в
едином корпусе: оптический (дневной) прицельный канал с двумя
фиксированными кратностями увеличения Зх и 7х при углах поля зрения 20 и
9 град. соответственно; электронно-оптический, пассивный, прицельный
канал ночного видения, созданного на основе трехкамерного
электронно-оптического преобразователя второго поколения и имеющего при
увеличении изображения 8, 5 крат. угол поля зрения 5, 5 град.; канал
лазерного дальномера с диапазоном измерения дальности от 200 до 10000 м.
Входное окно головки этого прицела защищено броневым колпаком и
откидной бронекрышкой с ручным тросовым приводом. Применение прицела
наводчика, имеющего меньшие габариты и закрепляемого в башне жестко,
облегчило условия его монтажа в башне, снизило трудоемкость общей сборки
и улучшило эргономические показатели рабочего места наводчика в
процессе эксплуатации танка.
На месте ночного прицела наводчика
ТПН-3, танка Т-72, установлен дополнительный однократный смотровой
прибор. Оригинальным прибором СУО М-84 является гироблок, размещенный на
люльке пушки снизу. Он содержит три гиротахометра, два из которых
измеряют угловые скорости погрешности стабилизации орудия в плоскостях
вертикального и горизонтального наведения, а третий - угловую скорость
крена и два акселерометра, измеряющих углы возвышения пушки и крена оси
цапф. Гироблок разработан югославскими инженерами и там же изготовлен.
Комплекс приборов наблюдения танка М-84 включает: комбинированный
(дневного и ночного видения) электронно-оптический прибор наблюдения
DNKS-2 командира танка (вместо ТКН-3); электронно-оптический прибор
ночного видения PPV - 2 механика-водителя (вместо ТВНЕ-4 ПА); призменные
приборы наблюдения командира танка, наводчика и механика - водителя
TNP-65/160/165/168. Номенклатура призменных приборов танка М-84 и их
установка (места расположения, шахты, детали крепления) аналогичны танку
Т-72. Комбинированный прибор DNKS-2 предназначен для решения задач
поиска, обнаружения и опознавания целей командиром танка в дневных и
ночных условиях, выдачи целеуказания наводчику, корректировки
результатов стрельбы и измерения углов на местности. Прибор включает в
себя: бинокулярный оптический канал дневного видения в составе двух
идентичных симметрично расположенных оптических ветвей с увеличением 4, 9
крат и углом поля зрения 10 град. каждая; электронно-оптический
псевдобинокулярный пассивный канал ночного видения, созданный на основе
ЭОП с микроканальной пластиной и с углом поля зрения 10 град.
Конструкция и электронно-оптическая схема прибора DNKS-2 по
сравнению со штатным советским прибором ТКН-3 М имеют ряд особенностей:
изменение положения визирной оси прибора в плоскости вертикальной
наводки от -8 град. до +12 град. осуществляется за счет поворота
головного зеркала, а не за счет прокачки всего прибора (как в Т-72).
Такое техническое решение предпочтительнее с эргономической точки
зрения, особенно в условиях вибрационных и ударных нагрузок на командира
танка, возникающих при движении танка, а также позволяет увеличить
диаметр объектива канала ночного видения; в приборе используется ЭОП с
равномерным разрешением по поверхности фотокатода, что обеспечивает
одинаковое изображение по всему полю зрения канала ночного видения.
Новшеством при производстве танка явилось применение механической
обработки под сварку кромок и фасок деталей из спецстали для корпуса и
башни, что значительно повысило культуру корпусного производства,
исключило необходимость проведения трудоемких и вредных операций по
зачистке кромок деталей ручными или шлифовальными машинами, снизило
трудоемкость термообработки на операциях отпуска кромок после газовой
резки, создало предпосылки к роботизации сборки узлов под сварку. Другим
нововведением югославских специалистов в конструкцию танка М-84,
явилось применение легко сдвигающихся вперед, вместо съемных на серийном
Т-72, ограждений казенной части пушки со стороны командира танка и
наводчика. Применение сдвигающихся вперед ограждений пушки снижает время
и улучшает условия безопасности регулировочных работ в зоне казенной
пушки. В целом же бронирование танка М-84 идентично танку Т-72.