Вполне вероятно, что через пару десятков
лет лазеры будут нести рядовое дежурство в составе системы ПРО.
Airborne Laser (США). Российских аналогов нет
Американские
военные планируют установить мощный лазер на борту летающей платформы
YAL-1A, которая представляет собой специально модифицированный для
проекта ABL (Airborne Laser, «Воздушный лазер») Boeing 747F. Разработки
этого оружия начались уже в 1980-х, но только сейчас мощность лазеров
достигла нужных значений. Основной задачей «воздушного лазера» станет
обнаружение и уничтожение баллистических ракет на начальном этапе
траектории.
На первом этапе испытаний ABL предстоит поразить несколько
летательных аппаратов типа NC-135E Big Crow, традиционно выступающих в
американской армии в роли учебных мишеней. Для этого будет использован
низкоэнергетический твердотельный лазер. По результатам тестов станет
ясно, насколько успешно ABL способен отслеживать и поражать летящие
объекты в реальном полете. Бороться с одной из основных проблем,
атмосферной турбулентностью, предстоит специальной адаптивно-оптической
системе – управляемому зеркалу, способному компенсировать отклонение и
расфокусировку луча. Объектив оптической системы лазера расположен на
гиростабилизированной платформе в носовой части самолета. Ее поворотом
осуществляется наведение и сопровождение цели.
Самолет придется
модифицировать: установить дополнительные топливные баки,
переоборудовать салон, смонтировать новые системы слежения и наведения.
Позднее он будет оснащен двумя непрерывными химическими
кислородно-йодными ИК-лазерами с длиной волны 1,315 мкм и мощностью в
сотни киловатт (теоретически – до мегаватта) и превратится в боевую
машину.
В будущем Пентагон намеревается создать целые эскадрильи
самолетов с подобными лазерами на борту. По замыслу американских
военных, они должны нести постоянное боевое дежурство в нескольких
сотнях километров от потенциальных мест запуска баллистических ракет.
При получении сигнала о запуске (например, от спутников) система
управления обнаруживает ракету, наводит и фокусирует лазерный луч на ее
топливных баках (они более уязвимы) и удерживает его в течение
нескольких секунд, пока сильный нагрев не выведет ракету из строя.
Сможет ли эта система сбивать ракеты, вращающиеся на начальном этапе
траектории, пока неизвестно.